Первый этап церковной вышивки

Первым этапом работы над вышитой иконой является подготовка основы. Вопрос не так прост, как кажется, основа определяет дальнейшую работу, поэтому остановимся подробно. Основой настоящей писаной иконы является доска, как поверхность крепкая, неподвижная и предельно устойчивая. Это не случайно, поскольку сама икона являет собой истину непреложную, единую и установленную раз и навсегда. В отличие от светской живописи на зыбком полотне, натянутом вертикально, доска для написания иконы всегда лежит горизонтально.
То же самое и в вышивке. Ткань для вышивки натягивается на больших и даже мощных рамах, которые имею мало общего с изящными пяльцами. Такая рама с натянутой на неё тканью так же, как и доска, лежит горизонтально и в процессе работы практически никогда не передвигается. Размер рамы должен быть таким, чтобы была возможность запялить ткань с расчетом  размера всего рисунка, а не его фрагмента. Это, прежде всего, сохраняет у вышивальщицы целостность восприятия конечного образа, а кроме того, избавляет от необходимости пережимания важных мест иконы (ликов святых и их одежд) между рамами.

Даже в старые времена, когда вышивки имели порой огромные размеры, для них создавались такие же монументальные рамы. В этом случае снизу и сверху рамы работали разные мастерицы, протыкая ткань только с одной стороны и передавая иголку на другую.

И здесь мы видим, очевидно и наглядно, принципиально разный подход к вышивке светской и церковной, и в этом ясно отражается глубина их отличия друг от друга. Процесс натягивания ткани на рамы большого размера довольно сложен и требует большого умения. Ткань должна быть натянута так, что буквально звенеть от напряжения, а рама быть выполнена так искусно, чтобы это напряжение не ослабевало.  Малейшее ослабление может привести к деформации рисунка и изменениям пропорций фигур, что в церковной вышивке недопустимо. Правильно натянутую ткань невозможно проткнуть иначе, как только вертикально.

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.