Золото в церковной вышивке

В послании к Ефесеем сказано, что силуэты на изображении проявляются золотым светом бытия, что лишь золото может передать световую глубь этой благодати. От этого исходят и вышивальщицы православной вышивки, их работа начинается с золочения фона. Это монотонная и очень спокойная работа, которая требует большой усидчивости, нетерпеливым и ожидающим быстрого результата вышивальщица от такой деятельности лучше отказаться и взяться за светскую вышивку.

Золочение фона может происходить в соответствии с разными техниками шитья, которых достаточно много, велико также и многообразие богатых узоров. Шов обычно используется накладной, при котором золотая нить пришивается шелком, меняя ритм, поверх настилов, делающих поверхность выпуклой. До конца XVIII века фон золотили исключительно таким образом, и только после этого в роли фона началась использоваться парча. Позже ткани фоном начали пришивать кусками, комбинировать их и даже использовать цветной фон.

К сожалению, машинная вышивка, хоть и намного могла бы ускорить работу на этом этапе, не знает техники золотного шитья. К еще большему сожалению, золотой фон часто заменяется желтым или даже светло-зеленым. Но такой фон абсолютно не передает ту полноту церковного учения, в которой только через золото проявляется невидимое Божественное присутствие. Наличие золота имеет всегда некий мистический оттенок, изображение приобретает таинственность.  Такое понимание золота символично, оно пришло в Русь из Византии, именно там иконописцы начали придавать иконе максимальную насыщенность с помощью использования золота. Отсутствие этого компонента как бы приземляет изображаемое, стирает ту явную грань, которая имеет между вышивкой светской, и вышивкой истинно церковной. Удивительно, как преображается даже обычный люрекс, используемый в вшивке, по сравнению с обычными вещами, где он кажется дешевкой.

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.