Церковная вышивка с давних времен считается младшей сестрой иконописи и уделом инокинь. Поэтому ее творческие методы всегда следовали путем иконописцев, повторяя те же сюжеты и композиции, закрепляя нитью и иглой Откровения, данные святым отцам.
Взяв иглу с нитью в руки, следует задуматься над сутью церковной вышивки. Церковное творчество, по своей природе, акт духовный. В духовной жизни человек стремится к единению с Творцом и к полноте своего бытия. В творчестве человек ищет совершенства, стремится к цельности создаваемого им произведения. В церковном искусстве цельность является обязательным условием и признаком красоты. Это отличает его от светского искусства. Понятие цельности подразумевает «неслиянно и нераздельно». Именно это понятие последовательно прочерчивается в любом виде церковного искусства, включая и вышивку.
Предметы лицевого шитья, в числе которых хоругви, покровы, пелены, покровцы, плащаницы, подобно иконам, являются неотъемлемой составляющей православного богослужения. В наши дни этот вид искусства начал возрождаться из полного забвения. В период повсеместного атеизма вышивки практически исчезли из храмов. В прежние же времена было в обычае устанавливать икону над подвесной пеленой с вышитым ее изображением. Причем эта пелена не являлась копией иконы, она была ее своеобразным иконографическим вариантом.
Не одно поколение инокинь, молясь, осваивали и оттачивали технику золотого шитья, находили особые, неповторимые приемы работы, содержащие аналогию с приемами иконописи. Все приемы иконописной техники устанавливаются богословием иконы. В любой иконе все должно быть «один к одному: и поверхность, и вещество, и предмет, и рисунок, и назначение, и условия созерцания…». Работа над иконой состоит из 5-ти основных этапов: выбор основы, наложение грунта, нанесение рисунка, живопись, закрепление изображения. Такая же последовательность действий наблюдается и в церковной вышивке.