Длительный и ответственный процесс грунтовки иконной доски призван обеспечить хорошую основу иконописного образа. Иконная доска сама по себе твердая и неподатливая, а грунт превращает ее в символ нерушимой стены. Последовательность действий выверена веками: сначала паволока, побел и левкаска, затем лишевка и сухая шлифовка. Закономерно, что по мере того, как вырождалась иконопись, менялся состав грунта, а метод грунтовки становился более упрощенным.
Подобно грунтовке иконной доски, в вышивке тоже очень важно правильно подобрать ткань основы, которая должна соответствовать конкретной вышивальной технике. Если основой является мягкое льняное полотно или бязь, то она зашивается сплошь. Бархат или плотный шелк используются как цветной фон. Легкий шелк для прочности нужно впяливать с подкладкой из тонкого полотна, чтобы нитка прохватывала насквозь. Иногда необходимо пришить на основу небольшой кусочек бархата, на котором уже вышивать.
Также к подготовительным работам в церковной вышивке «по карте», которые аналогичны процессу грунтовки иконной доски, относится и закрепление трафаретов из кожи или картона, выполнение настилов разной толщины, по которым затем будет накладываться нить, бисер, жемчуг.