Прежде чем натянуть канву и сделать первый стежок, задумаемся о том, есть ли какое-то отличие между обычным светским рукоделием и вышивкой церковной? Подумаем о том, что жизнь бывает духовная и бездуховная, и в чем её отличие. Духовная жизнь – это стремление к объединению со своим Творцом по всей полноте нашего бытия. Исходя из этого, и в церковном творчестве любого вида человек должен искать совершенства и цельности того, что мы создаем. По сути это есть акт духовный.
Собственно, само понятие цельности произведения должно присутствовать при любом виде художественного творения, но, что касается церковного рукоделия, то. В отличие от светского, именно цельность и является главным оценочным критерием. Это условие становится ключевым понятием созданной красоты.
Как Пресвятая Троица, нераздельная и в то же время неслиянная, цельность церковная является воплощением общности, которую невозможно ни рассмотреть раздельно, ни объединить в общее понятие.
Это понятие красной линией прослеживается во всех видах церковного рукоделия и искусства. Оно воплощается в творческих приемах, в используемых материалах, в технологиях воплощения, давая единый конечный результат – единое искусство и единая симфония Божественной тишины. И одна из партий в этой богослужебной симфонии отводится вышивке.
Как в симфоническом оркестре каждый инструмент не должен выделяться по звучанию от задуманного автором, так и церковная вышивка должна занимать свое точное отведенное её место в мире, созданном Творцом. Невозможно заниматься церковной вышивкой в отрыве от веры и церкви, нельзя делать этого без особого благословения и особого духовного настроя. И, давайте будем строгими к себе, нельзя брать в руки иглу для этого занятия тем, кто недостаточно искусен в плане общей вышивки, дабы не исказит на полотне святые лики.